Эта статья посвящена адаптивному дизайну, а также разнице между ним и статичным, резиновым, отзывчивым и смешанным дизайнами веб-сайта. Различия между типами макетов и подходами к веб-разработке изложены в максимально доступной форме.
Адаптацией называют механизм приспособления интерфейса интернет-страницы к расширению смартфонов, планшетов и прочих мобильных средств. В свете того, что в современном мире значительная часть интернет-трафика приходится именно на мобильные устройства, а не персональные компьютеры, адаптация приобрела особую актуальность. При заказе адаптации сайта владелец страницы приобретает:
При адаптации сайта его страница не только в целом перестраивается в соответствии с расширением экрана смартфона, но и становится более читабельной: на мобильном устройстве автоматический становится более различимым шрифт, его цвет и цвет фона, оптимизируется расположение отдельных элементов.
Этот тип веб-дизайна объединяет в себе лучшие техники «постепенного улучшения» и mobile first. Это стратегия разработки, подразумевающая адаптацию макета посредством техники отзывчивого дизайна и актуальных веб-технологий. В качестве основы для сайта адаптивный веб-дизайн использует HTML, а для отзывчивости макета и других улучшений ― CSS и Javascript.
Следует помнить о различиях между отзывчивым и адаптивным веб-дизайном. В первом случае это всего лишь резиновый макет шаблона веб-сайта, а во втором ― резиновый макет с «постепенным улучшением» и обратной совместимостью функциональности.
С 2014 года число выходов в сеть со смартфонов и прочих мобильных средств связи стабильно превышает трафик компьютеров. Пионером в данной области стали США, Россия на тот момент отставала, но все же общая тенденция прослеживается: популярность мобильного интернета растет. Еще в 2012 году число российских интернет-пользователей, выходивших в интернет с телефонов, было около 5 млн человек. Через два года эта цифра возросла в 10 раз и стала составлять около 20% от общего числа пользователей сети Интернет. В 2015 году поисковые системы Google и Яндекс сделали адаптивность сайтов одним из основных критериев при сортировке списка поисковых запросов.
Помимо этих статистических данных, существенную роль играет банальный вопрос удобства. Разбираться в написанной мелким шрифтом страничке, предназначенной для как минимум в семь раз большего экрана ноутбука или компьютера, пользователю со смартфоном будет крайне неудобно. Приходится регулярно увеличивать и сдвигать страницу, стараясь нечаянно не кликнуть на какую-нибудь ссылку или рекламный баннер, в то же время стараясь разглядеть хоть что-то на отсвечивающем при дневном освещении экране. К тому же, скорость интернета на мобильных устройствах порой заставляет желать лучшего, что вряд ли добавит энтузиазма посетителю интернет-страницы. Любой пользователь скорее предпочтет закрыть неудобный сайт и перейти по любой другой предоставленной поисковиком ссылке. Посетитель потеряет несколько минут на неприятные «раскопки», а владелец сайта лишится значительной части аудитории и будет довольствоваться крайне низким трафиком. Естественно, ни один владелец интернет-ресурса не готов к подобным издержкам.
В этой статье под HTML-макетами подразумеваются не PSD-макеты, но HTML-страницы, прошедшие процесс верстки. Всего будет рассмотрено пять типов HTML-макетов: фиксированный, отзывчивый, адаптивный, резиновый и смешанный.
Данный макет веб-сайта имеет зафиксированную ширину контента страницы, измеряемую в пикселях. Даже если пользователь так или иначе изменяет размер окна браузера, ширина остается неизменной. Так происходит потому, что фиксированные макеты когда-то подгонялись под самые распространенные разрешения дисплеев: 800x600, 1024x768, 1366x768 и т.д. На сегодняшний день устройства обладают самыми разными разрешениями экрана (от 480x800 на смартфонах и до 3840x2160 на мониторах), поэтому фиксированные макеты считаются устаревшими.
Такой макет предполагает возможность подстройки контента сайта под любое разрешение дисплея, поскольку величины структурных компонентов сайта выражаются не в пикселях, а в процентах. Например, при указании ширины компонента в CSS пишут не 480px, а 50%. Тем не менее такие макеты потеряли актуальность так же, как и фиксированные, потому что при их разработке во внимание принимаются только дисплеи персональных компьютеров.
При создании адаптивного макета используются медиа-запросы CSS, благодаря которым происходит адаптация контента под различные дисплеи. Такой макет «перемещается» по контрольным точкам при изменении разрешения дисплея того или иного устройства. При этом происходит смещение, уменьшение или увеличение контента, который подстраивается под размеры близлежащих контрольных точек.
Основной недостаток адаптивного макета ― невозможность прогнозирования вида контента и макета на всех устройствах из-за вероятности слишком большого расстояния между ключевыми точками.
Макеты этого типа отличаются большим удобством, нежели адаптивные, потому что они используют проценты вместо пикселей. После расстановки контрольных точек посредством медиа-запросов CSS, контент приспосабливается к ним в относительном выражении, т.е. в процентах. Поэтому изменения отзывчивого макета между точками происходят достаточно плавно.
Некоторые верстальщики предпочитают выполнять проверку отображения макета на дисплеях по всем установленным контрольным точкам. Их количество возрастает, а для задания величины компонентов применяются проценты и пиксели. Таким образом смешанный макет представляет собой промежуточный вариант между отзывчивым и адаптивным макетами, при этом отличающийся наиболее качественным отображением на любых дисплеях. В некоторых случаях такой метод верстки применяется для того, чтобы адаптировать и оптимизировать уже имеющийся макет под мобильные устройства. Смешанный макет, использованный для этих целей, называется mobile last.
Таково краткое описание всех существующих HTML-макетов веб-сайтов. Теперь речь пойдет непосредственно о веб-дизайне.
Отзывчивый веб-дизайн базируется на резиновых макетах, медиа-запросах CSS и резиновых медиа-компонентах (изображения и видео). Иными словами, отзывчивый макет комбинируется с таким же медиа-контентом посредством HTML и CSS.
Под постепенным улучшением подразумевается стратегия создания сайтов, которая основана на доступности контента на изначальном уровне (HTML). CSS и Javascript, в свою очередь, являются лишь дополнительными инструментами. При создании сайтов разработчики стараются сделать так, чтобы доступ к контенту можно было получить посредством любого устройства или браузера.
Mobile first ― это стратегия, в соответствии с которой разработчики создают сначала мобильную версию, и только после этого переходят к адаптации дизайна под персональные компьютеры, консоли и телевизоры.
Ответить на этот вопрос можно лишь после определения типа сайта. Адаптивный макет чаще используется для информационных сайтов и блогов. Мобильная версия отлично подходит для популярного сервиса, сообщества или форума.
Вполне очевидно, что работать над мобильным дизайном необходимо. Остается вопрос, что выбрать: адаптивную верстку или разработку мобильной версии? Ниже рассматриваются преимущества и недостатки вариантов.
Плюсы:
Несмотря на эти преимущества, с мобильной версией связан ряд определенных сложностей:
Положительные стороны:
Тем не менее, и у разработки адаптивного дизайна существует ряд существенных издержек, которые необходимо учитывать:
Опыт и анализ показывают, что предпочтительнее остановиться на адаптивном дизайне. Адаптивная верстка входит в стандартный пакет услуг, о чем всегда сообщается заказчикам. Несмотря на это, клиентам предоставляется полная свобода выбора.
Фреймворк Bootstrap демонстрирует следующие значения:
Разработчики из России, занимающиеся адаптивной версткой макетов, используют следующие способы расстановки контрольных точек:
Как показывает практика, верстальщики редко используют размеченные сетки. Зачастую они не только обращаются к собственной сетке, подготовленной для каждого макета, но и самостоятельно меняют разрешение браузера для наилучшей расстановки контрольных точек.
В стоимость работ включена адаптационная верстка сайта, разработка дизайна, текст и дополнительные рекомендации. Финальная цена проекта напрямую зависит от его сложности и объема работ. Минимальная стоимость адаптивного сайта, входящего в топ-7 результатов поискового запроса составляет 15500 рублей. За более подробной информацией рекомендуется звонить или обращаться в офис.